Новости Триколор ТВ

Государство и телеком Белгород

Начну с того, о чем я сказала прямо на конференции. Коммуникация бизнеса с государством – это вообще не задача пресс-службы. Это задача тех людей, которых на Западе называют обычно GR-специалистами. Government relations – это не public relations. Почувствуйте, как говорится, разницу. Основной клиент пресс-службы – это журналисты. PR-департамент любой компании производит продукт, основным потребителем которого являются газеты, журналы, отраслевые порталы и пр. Это их хлеб, фактура, то, из чего пресса делает уже свой продукт – новость.

Государство же попросту не является целевой аудиторией PR-продукта, и не нужно строить иллюзий, что можно "достучаться" до государства через прессу. Получается "эффект испорченного телефона". Вы даете пресс-релиз журналистам, журналисты понимают его по-своему, из "большой журналистики" эта новость перекатывается в блоги и соцсети, а государство уже потребляет третью версию, похожую на оригинал, приблизительно как Арнольд Шварценеггер похож на русского милиционера в голливудском боевике.

Государству нужно от телекома совсем другое. Не новости, не сообщения о новых назначениях внутри корпорации, не сведения о новых тарифах и продуктах, а участие в государственных инициативах, помощь в делах, которые государство не может решить самостоятельно, - где-то экспертная оценка, где-то дополнительная информация.

Не нужно думать, будто бы наше государство – плохое. Современное российское государство мало чем отличается от любой цивилизованной европейской страны. Да, немногое другое законодательство, да, другие условия игры на рынке, но чего совершенно точно не нужно делать, так это демонизировать государственные органы и думать, будто бы единственное, чего хотят российские чиновники, – это распилить что-нибудь. Современный российский чиновник – такой же клерк, как и тот, что сидит в корпорации, и у него есть свои KPI, за выполнение которых он отвечает.

Приведу небольшой пример. 4 июля произошел сбой спутника "Экспресс-МД1", что привело к нарушению трансляции программ Первого канала, "России 1", "Культуры" и "Пятого канала" в Центрально-Европейской части России и в Уральском регионе. 117 млн телезрителей могли оказаться без телевидения вообще. В качестве резервного источника сигнала федеральных телеканалов пришлось использовать спутниковые мощности операторов платного ТВ, в том числе и "Триколор ТВ". Само существование подобной схемы резервирования – это показатель возможности эффективного сотрудничества бизнеса и государства в ИКТ. Вот точка, исходя из которой можно выстраивать качественную коммуникацию.

Не нужно ждать милостей от государства. Государство ничего не даст бизнесу просто так, за красивые глаза. Государство нужно воспринимать так же, как хороший маркетолог воспринимает потенциального абонента, пытаясь в первую очередь понять, что ему, абоненту, нужно, а не что с него можно получить. Сначала нужно убедить человека в том, что он выиграет, подключившись к вашему сервису, и только потом уже жадно подсчитывать ARPU.

К сожалению, в России до сих пор сохраняется настороженно-пессимистичное отношение к государству. Но главная причина этого пессимизма не в государстве, а в неумении бизнеса работать с государством. Профессиональных GR-специалистов на рынке немного, а различного рода отраслевые ассоциации откровенно слабы (показательный пример – откровенная неудача РАЭК в попытке пролоббировать свои поправки в законопроект №292521-6, более известный как "антипиратский закон").

Телеком должен занять более четкую позицию по отношению к государству, и это должны быть профессиональные партнерские отношения по принципу "мы помогаем вам – вы помогаете нам". Разумеется, речь идет о цивилизованных формах сотрудничества, а не о средневековых "бенефициях".

Нужно вести плановую работу в этом направлении, а не вспоминать о государстве от случая к случаю. Необходимо усиливать отраслевые корпорации, обучать и воспитывать GR-специалистов, создавать всю коммуникационную инфраструктуру в виде конференций и круглых столов. Лоббирование своих интересов – это абсолютно нормальная практика, широко распространенная, например, в США. Нужно только научиться добиваться своего, а для этого нужно понимать, чем телеком может заинтересовать государство, и регулярно этот интерес использовать. Россия, Белгород.